Кран шаровой с электроприводом представляет собой автоматизированный узел, в состав которого входит запорный или запорно-регулирующий элемент, то есть собственно шаровой кран, и приводящий его в движение исполнительный механизм в комплекте со стыкующим узлом, а в некоторых случаях еще и редуктор (применительно для больших диаметров условного прохода).
Краны шаровые за довольно короткий промежуток времени стали одной из наиболее распространенных разновидностей запорной арматуры не только в быту, но и в различных отраслях промышленности. Они используются для полного перекрытия и регулирования потоков жидких и газообразных сред на достаточно ответственных объектах, начиная от котельных и теплопунктов и заканчивая крупными производствами.
Развитие технологий повлекло за собой модернизацию действующих трубопроводных сетей и арматуры, а также оснащение строящихся предприятий интеллектуальными системами управления более высокого уровня. Использование автоматизированного запорно-регулирующего оборудования в современной промышленности обосновано как производственной необходимостью, так и экономическими факторами. Поэтому на многих объектах с целью обеспечения возможности эффективного удаленного контроля и управления технологическим процессом и сокращения издержек используют краны шаровые управляемые электроприводом.
Для перемещения запорного органа шарового крана из одного конечного положения в другое необходимо повернуть шпиндель на 90 градусов, в результате чего для комплектации автоматизированного узла применяются соответственно электроприводы в неполнооборотном исполнении, или как чаще их называют, - четвертьоборотные электроприводы. В некоторых случаях возможно использование комбинаций – многооборотного электропривода в комплекте с неполнооборотным редуктором. Комбинации такого типа, как правило, используются для кранов шаровых большого диаметра в условном проходе, либо для особых условий эксплуатации при повышенных силовых нагрузках на узел или особенностей среды применения.
Технически оборудовать электроприводом можно любой шаровой кран, вне зависимости от типа (запорный или запорно-регулирующий), сферы применения, регулируемой среды и диаметра условного прохода, на который он рассчитан. Однако состав комплекта для автоматизации будет напрямую зависеть от условий эксплуатации и назначения арматуры. В частности на нефтепроводах и газопроводах, а также сетях производственных предприятий химической промышленности необходимо использовать шаровые краны со взрывозащищенными электроприводами.
Стыковочные узлы или переходные фланцы под привод. Использование стыковочного узла характерно в первую очередь для трубопроводной арматуры с малым диаметром условного прохода (до DN 200) ввиду того, что она оснащается электроприводом опционально. Однако во многих случаях переходной фланец необходим также для приведения в соответствие возможных различий в стандартах у производителей или ограничения при применении оборудования в стандартном исполнении. Переходный фланец для крана шарового состоит, как правило, из двух монолитных частей, одна из которых стыкуется на штоке шарового крана, а вторая крепится непосредственно к основанию привода к соответствующей присоединительной площадке. Механическое соединение шестерни приводного механизма со шпинделем осуществляется при помощи втулки привода.
Особое значение имеет не только тип привода, но и стыковочного узла. К примеру, если арматура устанавливается на трубопровод, по которому проходит поток среды с высокой температурой, то в комплект должен входить специально сконструированный переходной фланец, рассчитанный на использование в данных условиях, включая термоустойчивость каждой детали, и способность выдерживать данные условия длительное время. Вследствие этого нередко возникают сложности с поставкой комплектов для автоматизации арматуры, для которой исполнение с электроприводом не является штатным. Эта проблема успешно решается нашей компанией, производственное подразделение которой специализируется на изготовлении стыковочных узлов различной сложности и условий эксплуатации, обеспечивающих возможность соединения в единое целое электроприводов и кранов шаровых практически любых производителей.
При изготовлении переходных фланцев особое внимание уделяется точности исполнения и соответствию геометрии привода и арматуры. Это является крайней важным моментом, так как даже небольшой перекос втулки и шпинделя из-за неправильного расположения отверстий или несоответствия конфигурации может привести к неправильной работе оборудования и её выходу из строя. Вся выпускаемая продукция успешно протестирована на действующих объектах, что позволяет гарантировать эффективность и безопасность её применения.
Дополнительные вложения в автоматизацию процесса управления трубопроводной запорной и
запорно-регулирующей арматурой, в том числе оснащения электроприводом кранов
шаровых довольно быстро окупаются преимуществами их эксплуатации. Подобное
оборудование целесообразно устанавливать в труднодоступных местах, на
трубопроводах большой протяженности или крупных предприятиях, а также на
вредных производствах, где регулярный обход и постоянное пребывание персонала
на каждом узле невозможно физически или нежелательно. Возможность удаленного
контроля состояния и изменения положения запорного органа позволяют существенно
повысить эффективность производственного процесса и сократить расходы на
обслуживание оборудования.